Все мы здесь не в своем уме.
В Японских вузах, как и в школах, очень развитая система клубов и кружков. Можно найти буквально все, что угодно. Преобладают спортивные и музыкальные, конечно, но и остальных навалом. Я решила выбрать два самых экзотических, и в результате оказалась в обществе любителей звезд (как бы астрономический клуб, но почти без научной составляющей) и в клубе монгольфьеров.
На случай, если кто не в курсе, монгольфьер выглядит вот так.
К чему я веду: на звезды ездили смотреть примерно месяц назад, и, помимо очень красивого неба и звездопада в созвездии Ориона, рассказывать мне нечего. Такое видеть надо. А вот на фестиваль монгольфьеров мы выбрались на этих выходных.
Студенты - существа... скажем так, не слишком богатые в среднем. И Япония в этом плане не исключение, поэтому вместо обычной гостиницы мы сняли нечто странное: одноэтажное, с двумя здоровенными комнатами и санузлом. Одно из помещений и заняли всем скопом, спали в спальниках и просто на подушках, кто где упал; но преимущественно не спали вообще. Подумаешь, три дня.
Приехала я туда в субботу поздно вечером, когда все уже были навеселе. Мне, как существу практически непьющему, поначалу было несколько некомфортно, но в результате даже понравилось быть единственным вменяемым наблюдателем за происходящим. Оказывается, у японцев есть куча разных способов заставить друг друга пить. Когда кто-то очень плохо или, наоборот, хорошо пошутил, все собравшиеся хором кричат его имя, пока он не выпьет залпом стакан чего-нибудь алкогольного. Есть игра под названием "меньшинство": один из участников заявляет о своей принадлежности к какой-нибудь группе, и те, кто к ней тоже относятся, поднимают руки. Оставшиеся в меньшинстве, опять-таки, пьют. Еще есть куча игр со штрафами (что-то вроде скороговорок, в которых нельзя сбиваться, например)... в общем, развлекаются как могут.
Утро для меня плавно вытекло из ночи: сон - для слабаков, особенно когда ты наконец-то нашел, с кем обсудить аниме-новинки. Подъем ранний, в пять утра, а первый вылет за день уже в семь. Видимо, чем раньше, тем больше шансов, что погода для вылета будет приемлемая (забегая вперед, в последний день всё отменили в связи с дождем). Но нам повезло: весь день светило радостное осеннее солнышко, гревшее не столько тело, сколько душу; кроме того, обошлось почти без ветра. Приехав на берег реки (большой ровный кусок земли, то, что нужно), мы получили номер команды и перебрались на отведенный нам кусочек пространства. Затем я поучаствовала в подготовке шара к полету: на корзину сверху устанавливаются две горелки, после чего в корзину устанавливается три бака с горючим (по одному к каждой горелке, один про запас) и производится проверка зажигания.
На этом этапе тебе, по крайней мере, тепло.
Сам шар привязывается к корзине и раскатывается по земле.
На этом этапе самое сложное - не перепутать, какую веревку куда привязывать, поэтому я преимущественно не мешалась под ногами и снимала всех со спины. Было время и на то, чтобы оглядеться по сторонам: в фестивале участвовали команды самых разных возрастов и составов, я видела и детей лет пяти (с родителями, конечно), и весьма пожилых людей. Соседняя команда была, в основном, из взрослых людей, и гайдзин в толпе японских студентов их весьма заинтересовал, так что пришлось отвечать на кучу вопросов, заданных на ломаном английском. Ох, японский английский - это отдельная тема, конечно... Но вернусь к сборке шара. На этом этапе корзина кладется на бок "выходом" к шару и остается только дождаться сигнала к запуску.
Соревнования шли по принципу "быстрее и точнее". Один шар, под управлением профессионального пилота и со специальным розовым полотнищем для заметности, является ориентиром: куда летит он, туда надо и тебе. Точнее, нам: в корзине обычно 3 человека, реже 2 или 4 (последнее только с маленькими детьми возможно, уже втроем весьма тесно). Участники называли этот шар "зайцем", себя, соответственно, считая лисами, охотящимися на него. Этот монгольфьер взлетает первым, и примерно через пять минут после него остальным дают команду надувать шар. Тут нашей задачей было аккуратно поддерживать края полотнища, чтобы поток воздуха из горелок попадал точно внутрь, и не обжигаться, когда включается "длинное" пламя и набравшийся воздух начинает нагреваться. Наверное, с возвышенности, где были зрители, толпа полунадутых шаров выглядела внушительнее, но и мне было неплохо.
Когда шар начинает подниматься, в корзину забирается экипаж, остальные же всеми правдами и неправдами удерживают ее на земле. Услышав, наконец, сигнал ко взлету и получив разрешение на подъем (дополнительная мера, чтобы понизить шанс столкновения шаров), команда потихоньку подогревает воздух, одновременно слегка подпрыгивая в корзине. И в какой-то момент - ура! - мы летим!
Система управления шаром достаточно простая с точки зрения количества составляющих. У тебя есть веревка, при натяжении которой шар слегка сдувается (она проходит по внутренней поверхности полотнища), и горелки. Ну, и карта для ориентации, хотя она нужна скорее команде поддержки: у тебя есть "заяц". Насколько сложно это все на самом деле и чем руководствуется пилот при выборе курса, даже представить боюсь. Впрочем, от меня-неумехи требовали только не терять "зайца" из виду, поэтому я вдоволь налюбовалась на пролетающую мимо красоту.
В какой-то момент шар-ориентир идет на снижение, и в установленной точки экипаж разворачивает мишень.
Вместе с картой каждой из команд выдают два... как бы их обозвать... в общем, представьте себе маленький полотняной мешочек с песком, к которому пришита длинная широкая лента. Раскрутив и бросив эту штуку из шара, нужно попасть ею как можно ближе к мишени. Естественно, чем ниже при этом ты сможешь опустить шар и чем точнее проведешь его над мишенью, тем лучше, но садиться в определенном диапазоне от нее нельзя. Всего за один тур надо поразить две цели, причем до второй зачастую не долетают: едва выложив мишень, "заяц" снова срывается с места, тогда как командам надо, приземлившись, сменить бутыли с горючим, а иногда и состав экипажа. Так что легко потерять ориентир, либо же, не рассчитав горючее, пролететь только часть пути (было у нас и такое). Снова спойлер: по итогу всех полетов наша команда заняла третье место, чем все казались почти довольны. Видимо, молодцы они.
Да, важную роль тут играет уже упомянутая команда поддержки - собственно, все члены команды, кроме экипажа. Они должны как можно быстрее подвезти к месту посадки (вынужденной или намеренной) горючее, помочь со сменой бутылей, оказать моральную поддержку и поделиться чем-нибудь теплым и вкусным. Особенно последнее: холод там не то чтобы адский, но существенный.
Примерно так все и было. В свободное от полетов и послеполетных вечеринок время меня потаскали по онсенам и показали один интересный музей, но про это в следующем посте, а то уже длиннющий получается.

P.S. Мини-словарик жив:
Онсен - гостиница, расположенная у горячих источников и имеющая большую систему разнообразных купален-бассейнов с природной водой.

@темы: воздушные шары, Япония, наблюдения

Комментарии
30.11.2015 в 06:52

you've been bitten by an engineer
Когда кто-то очень плохо или, наоборот, хорошо пошутил, все собравшиеся хором кричат его имя, пока он не выпьет залпом стакан чего-нибудь алкогольного. Есть игра под названием "меньшинство": один из участников заявляет о своей принадлежности к какой-нибудь группе, и те, кто к ней тоже относятся, поднимают руки. Оставшиеся в меньшинстве, опять-таки, пьют. Еще есть куча игр со штрафами (что-то вроде скороговорок, в которых нельзя сбиваться, например)... в общем, развлекаются как могут.
это не только к японцам относится тащемта

и - да, а что за горючее используется?
21.03.2016 в 23:22

Гармония во всём мире — вот высшая цель.
Замечательный пост, прочитал с большим интересом. Надо заглядывать к тебе периодически.